Регистрация

индивидуального предпринимателя

Республики Беларусь

 

1.

Чтобы зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем Республики Беларусь, сначала необходимо оплатить государственную пошлину в любом банке.

 

Регистрация индивидуального предпринимателя стоит 0,5 базовой величины на момент регистрации.

Квитанция оплаты  необходима в регистрирующем органе.

 

Государственную пошлину оплачивать не нужно, если вы зарегистрированный безработный; получаете среднее, профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование или получили его не более года назад.

 

2.

Какие документы нужны для регистрации Индивидуального Предпринимателя?

Вместе с оригиналом квитанции об оплате государственной пошлины еще потребуются:

  • заполненное заявление о регистрации ИП, скачать его можно на сайте Мингорисполкома;
  • паспорт или вид на жительство;
  • фото 3×4 или 4×5.
3.

Где зарегистрировать индивидуального предпринимателя?

Вместе с документами отправляйтесь в исполнительный комитет по месту жительства. Если с бумагами все в порядке, в тот же или на следующий день вы получите свидетельство о регистрации.

Поздравляем, теперь вы индивидуальный предприниматель! В других органах вас зарегистрирует сам исполком. Через 5 рабочих дней вернитесь туда, и вам выдадут еще ряд документов: о присвоении учетного номера налогового плательщика (УНП), извещение страхователя, из органов статистики и страховое свидетельство.

 

4.

А все-таки, может быть, можно еще как-то зарегистрироваться?

Стать ИП можно и без визита в исполком и даже без оплаты Государственную пошлину: через электронную регистрацию. Но не все так просто: вам понадобится ключ электронной цифровой подписи (ЭЦП).

 

Ключ выдают по определенным адресам, или можно просто завести специальную SIM-карту со встроенной ЭЦП. Стоимость ключа зависит от дополнительных опций к нему и составляет от 78,74 до 150 BYN. В дальнейшем ЭЦП будет вам полезна — например, вы сможете подавать налоговые декларации дистанционно.

 

Получив ключ, заполните заявление и приложите фото на сайте Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В тот же день, если все заполнено верно, вы получите электронное свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Еще раз поздравляем, вам снова удалось стать предпринимателем!

 

Третий способ — обратиться к нотариусу. Ему необходимо представить те же документы, которые вы бы и так отнесли в исполком. Заявление о государственной регистрации заполняется на бумаге, остальные документы могут быть представлены также в электронном виде. В этом случае готовые после рассмотрения заявки документы вы можете забрать у нотариуса.

 

Государственная пошлина не уплачивается в случае, если нотариус предоставит электронные документы в исполком. Но за такие услуги нотариуса уплачивается нотариальный тариф, который чуть ниже размера государственной пошлины.

5.

Что еще нужно, кроме свидетельства о регистрации?

На самом деле почти ничего. Вам не нужен юридический адрес, уставной фонд, согласование наименования организации. Вы даже можете работать без печати и расчетного счета.

Расчётный счёт в банке необходим если вы планируете работать с юридическими лицами .

 

6.

Как открыть счет в банке?

Простой вариант — можно сообщить о выбранном вами банке в исполкоме при регистрации. Тогда ваши документы сразу отправят в это финансовое учреждение, и вам нужно будет только один раз встретиться с консультантом — чтобы идентифицировать личность.

 

Для исполкома это несложно, так как там все равно будут ставить вас на учет во всех необходимых органах — например, в Фонде социальной защиты населения.

 

Другой путь — самостоятельная подача заявления в банк, если на этапе регистрации вы еще не решили, какой вам нужен.

Для этого возьмите с собой:

  • оригинал свидетельства о регистрации;
  • копию свидетельства о регистрации;
  • паспорт.

В банке вам необходимо заполнить:

  • заявление на открытие счета;
  • анкету с широким спектром вопросов.

На открытие счета уйдет минут 20. Открытие и закрытие счета может быть бесплатным и платным. Внимательно изучайте условия при принятии решения.

 

7.

Как выбрать расчетный счет?

Выберите исходите из ваших потребностей и валюты расчётов.

 

8.

Как выбрать систему налогообложения?

Для индивидуальных предпринимателей есть три основных системы налогообложения:

  1. Единый налог, полное название, согласно Налоговому кодексу: «Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц» - один из самых распространенных и простых в исчислении налогов, применяющихся на территории Республики Беларусь.

    Плательщиками единого налога могут быть как индивидуальные предприниматели, так и физические лица, деятельность которых не считается предпринимательской, но облагается налогом, согласно законодательству.

    Это фиксированный платеж, который заменяет уплату других налогов, кроме НДС при ввозе товаров. Причем он безальтернативен для тех, кто осуществляет деятельность непосредственно с физическими лицами за наличный расчёт. Полный список можно посмотреть на сайте министерства. Ставка налога устанавливается областными и Минским городским Советами депутатов за месяц. Остальным ИП можно выбрать из двух других вариантов.

    Единый налог – это подлежащая уплате фиксированная сумма, зависящая от:

    • вида деятельности, согласно пункту 1 статьи 296 Налогового кодекса;
    • населенного пункта, в котором производится облагаемая единым налогом деятельность;
    • конкретного места деятельности на территории населенного пункта (доступность инфраструктуры, привлекательность для потребителей, близость центра и т.п.);
    • графика и режима работы;
    • размера налогооблагаемой базы
    • других условий деятельности обусловленных законодательством.

    Ставки единого налога для разных категорий плательщиков устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом, в пределах базовых ставок единого налога (Приложение 25 к Налоговому кодексу).


    Уплата единого налога освобождает от уплаты:

    Нужно заметить, что освобождение от вышеперечисленных налогов применяется только в тех случаях, когда с указанных видов деятельности уплачен единый налог. Не соответствующие ему занятия, облагаются налогами отдельно. Возможно применение одновременно единого налога по одним направлениям предпринимательской деятельности и общей системы налогообложения по другим.

    Виды деятельности, с которых индивидуальные предприниматели и физические лица, не являющиеся предпринимателями, могут платить единый налог, перечислены в статьях 296 и 295 Налогового кодекса. Большая часть из них относится к сфере мелкой розничной торговли, общественного питания и оказания услуг населению.

    Также следует понимать, что размер и необходимость оплаты единого налога не зависят от финансовых результатов дела. Таких как наличие и размер прибыли, сумма выручки (если она не превышает установленных пределов) и пр.

    Единый налог уплачивается до начала облагаемой налогом деятельности. 

    По отзывам многих плательщиков единого налога, его сумма больше, чем пришлось бы платить, применяя общую систему налогообложения, но это компенсируется снижением расходов на ведение бухгалтерии. Большинству плательщиков единого налога достаточно вести только один документ – книгу учета выручки. Также более простая система позволяет значительно уменьшить риск ошибок в налоговом учете. Это особенно важно при проверках, так как для мелкого бизнеса суммы штрафов могут значительно превышать возможный размер экономии на налогах.

     

  2. Подоходный налог (общая система налогообложения, ОСН).Это вид сборов, при котором учитываются все доходы плательщика — как в денежной, так и в натуральной формах. Плательщик сам обязан рассчитывать сумму налоговых платежей.

    Подоходный налог – это, как следует из названия, налог которым облагаются доходы граждан. Один из основных видов налогов. Рассчитывается, обычно, как процент от суммы дохода. Уплачивается в бюджет. Размер и иные аспекты исчисления и уплаты подоходного налога регулируются государственным законодательством.

    В Республике Беларусь основным документом налогового законодательства является Налоговый Кодекс.

    С 1 января 2015 года вступил в действие Закон Республики Беларусь №224-3 от 30.12.2014 года. «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».

    В настоящий момент в Беларуси применяются следующие ставки подоходного налога

    1. на доходы, получаемые в качестве дивидендов – 13%;

    2. на доходы от предпринимательской, адвокатской, нотариальной деятельности – 16%;
    3. на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с парком высоких технологий –  9%;
    4. на доходы от сдачи недвижимости, для физических лиц (в случае, если доходы не превышают 5 555 рублей в год) – устанавливаются фиксированные суммы налога, их размер определяется областным и Минским городским Советами депутатов.
    5. для физических лиц на все иные доходы – 13%.

     

Суммы доходов по каждому из источников складываются в налогооблагаемую базу, которая, в свою очередь, становится отправной точкой для расчета и источником выплаты подоходного налога. Основная информация, определяющая порядок его исчисления и уплаты, содержится в Главе 16 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Большинство плательщиков подоходного налога - наемные работники на предприятиях, потому они не рассчитывают и не уплачивают налог сами, но доверяют это бухгалтерам начисляющим зарплату. Самостоятельно подают декларацию о доходах, как правило, разного рода предприниматели и некоторое количество физических лиц получавших доходы из нескольких источников.

На практике основную сложность при расчете суммы подоходного налога, представляет правильное применение системы налоговых вычетов из налогооблагаемой базы. 

Так вычету подлежат:

  • стоимость путевок для оздоровления детей, в размере  определённой суммы в текущем налоговом году на ребенка до восемнадцати лет, приобретенных из средств белорусских организаций или индивидуальных предпринимателей - ст.163, п.1, пп.1.10;
  • получаемые от физических лиц доходы, в сумме из всех источников не более определённой суммы в текущем налоговом году - ст.163, п.1, пп.1.18;
  • доходы, не являющиеся оплатой труда, в т.ч. подарки, призы, материальная помощь, получаемые по месту основной работы, не более определённой суммы в текущем налоговом году, то же от иных организации  в сумме не более определённой суммы в текущем налоговом году, из каждого источника соответственно - ст.163, п.1, пп.1.19;
  • получаемая инвалидами и сиротами помощь, в сумме не более определённой суммы в текущем налоговом году из всех источников в течение календарного года - ст.163, п.1, пп.1.21;

В статье 164 Кодекса определены стандартные налоговые вычеты, право на которые имеет любой плательщик:

Согласно статье 164, п.1, пп.1.3 право на вычет в  имеют:

  • ликвидаторы и иные лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Беларуси, Полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, Отечества;
  • участники ВОВ;
  • лица, имеющие льготы согласно закону «О Ветеранах» от 17.04.1992 года;
  • инвалиды  первой и второй группы, инвалиды с детства, дети-инвалиды.

 

3.Упрощенная система налогообложения (УСН).

Преимущество такой системы в том, что документооборот составляет всего одна книга учета. Если вы планируете применять УСН, заявите об этом в инспекцию Министерства по налогам и сборам в течение 20 рабочих дней.

 

Вы, конечно, можете определиться с системой заранее. Но обычно в этом вам поможет налоговый инспектор. Поэтому отправляйтесь в следующий (и финальный) пункт — налоговую инспекцию.

Упрощенная система налогообложения (УСН) – это особый налоговый режим, отличающийся сравнительной простотой расчета сумм налогов. Предназначается, в первую очередь, для индивидуальных предпринимателей и небольших предприятий.

Согласно статье 285 Налогового кодекса, плательщиками при упрощенной системе налогообложения могут быть юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • средняя численность работников организации составляет не более 100 человек,
  • размер валовой выручки нарастающим итогом не превышает определённую величину в текущем году.

Главными преимуществами УСН можно назвать:

  • возможность отчитываться и уплачивать налог раз в квартал (за исключением плательщиков по УСН с уплатой НДС);
  • уменьшение количества уплачиваемых налогов - не уплачиваются местные налоги и сборы, а также отчисления в инновационные фонды;
  • сравнительную простоту начисления, т.к. налогооблагаемой базой является валовая выручка, для определения суммы налога к уплате достаточно рассчитать нужный процент от базы;
  • упрощение документооборота, возможность не вести бухгалтерский учет в полном объеме, но только Книгу учета доходов и расходов (для некоторых категорий плательщиков).

Вариант учета по Книге сравнительно прост, что позволяет части предпринимателей обходиться при расчете налогов без постоянной помощи бухгалтера. На практике такое возможно при занятии одним видом деятельности и сравнительно небольших оборотах, позволяющих не платить НДС.

Однако, ведение книги учета доходов и расходов при применении УСН, не освобождает от обязанности составления и хранения первичных учетных документов.

Также у плательщиков УСН остается обязанность, в определенных Налоговым кодексом случаях, платить другие налоги, например:

Нельзя забывать об уплате подоходного налога в 13% от сумм личных доходов.

Это не полный перечень налогов и сборов, подлежащих уплате в определенных случаях, несмотря на применение УСН.

Для применения упрощенной системы налогообложения следует в течение 20 рабочих дней с момента регистрации предприятия подать заявление о переходе на УСН в налоговую инспекцию.

Возможность перехода на УСН с другой системы налогообложения возникает с начала следующего года, при условии предварительной подачи заявления в срок с 1 октября по 31 декабря.

Подача налоговых деклараций при УСН производится до 20-го, а оплата налога до 22-го числа месяца следующего за отчетным периодом.

Не все организации вправе применять УСН, в их числе:

  • производители подакцизных товаров;
  • продавцы ювелирных изделий, имущественных прав;
  • резиденты свободных экономических зон и парков,
  • организации, занимающиеся деятельностью предполагающей другие виды налогообложения, в т.ч. плательщики единого налога;
  • банки и микрофинансовые организации;
  • бывшие плательщики УСН отказавшиеся от использования этой системы добровольно или в связи с превышением определенных законом показателей, например размера валовой выручки.

Все вышеизложенное – далеко не полный перечень определений и ограничений касающихся упрощенной системы налогообложения. Основные законодательные нормы ее регулирующие содержатся в главе 34 Особенной части Налогового кодекса.

Практически ежегодно происходят изменения касающиеся УСН. Так уже отменена уплата 15% ставки налога от валового дохода при розничной торговле; пониженных ставок для работающих в сельской местности; с 2016 года упразднена 3% ставка для розничной торговли без уплаты НДС.

Как видно из практики – применение упрощённой системы налогообложения не является гарантией от будущих штрафов за нарушения налогового законодательства, не избавляет от необходимости постоянно следить за его изменениями. Несмотря на кажущуюся простоту расчетов, обращение к специалистам, особенно в начале деятельности, представляется насущной необходимостью.

 

9.

Как стать на учет в налоговую?

Обращайтесь в налоговую инспекцию (ИМНС) по месту постановки на учет. Возьмите с собой паспорт и оригинал и копию свидетельства о регистрации. Там вам нужно:

1)Выбрать систему налогообложения из предложенных выше.

2)Приобрести Книгу отзывов и предложений;

3) Приобрести Книгу учета проверок и ревизий. Прошейте, пронумеруйте и подпишите ее, при наличии скрепите печатью;

 

 

10.

Заказать изготовление печати

Возможна работа без печати, но практика показывает, что предприниматели обычно ее заказывают — для большей юридической силы и репутации. Если и вы хотите, чтобы в документах вместе с вашей подписью стояла также печать, то просто закажите ее в любой компании по их изготовлению — найдите ее в интернете на свой вкус.

 

Печать могут изготовить даже день в день. Для заказа необходима копия свидетельства о регистрации ИП и паспорт. Никаких дополнительных разрешений не требуется и регистрировать печать не нужно.
Читать полностью:  https://finance.tut.by/news585265.html